ПРЕДИСЛОВИЕ
Наш Великий Восточный Сосед - Китай - притягивает к себе путешественников своей богатейшей культурой, утонченным искусством и 3500-летней непрерывной историей, в сравнении с которой намеченный столетний период строительства социализма "с китайским лицом" - ничтожная капля воды в бесконечной реке времени. Эта страна вступает в ХХI век в полной уверенности, что этот век будет ее. Так ли это - узнаем со временем, но то, что Китай вкупе со всем восточно-азиатским регионом будет направлением №1 в туризме ближайшего будущего, похоже, мало у кого вызывает сомнения.
Количество россиян, посещающих ежегодно КНР, составляет около полумиллиона, при этом при снижении популярности шоп-туров возрастает интерес к туризму с познавательными и рекреационными целями. Жители Восточной Сибири и Дальнего Востока давно облюбовали морские курорты Байдайхэ и о-в Хайнань, куда им и добираться ближе, и цены на уровне турецких. Потребительскиое представление о Китае как о стране, где можно только разжиться дешевым товаром, все больше уходит в прошлое. Оказывается, Китай - это не только пуховики, но и колоссальные архитектурные ансамбли и потрясающие пейзажи, а "Великой стеной" называют не только ветчину. И привычная ломкость и ненадежность китайского ширпотреба - лишь пена на гребне волн бездонного океана китайской цивилизации…
Она огородилась от остального мира живой и почти неприступной изгородью из тысяч иероглифов и звуков странноватого, но удивительно музыкального языка. Она помощнее любой Великой стены, даже видной из космоса. Пожалуй, только этим объясняется некоторая сдержанность наших сограждан в стремлении посетить эту страну, да еще и кажущаяся дороговизна экскурсионных туров в Китай.
Основная масса туристов едет в Китай организованными группами. Причина все та же - языковой барьер, который в других восточных странах, например в Индии, не так силен. Местный турбизнес это осознает и умело пользуется данным обстоятельством: цены на туристическое обслуживание иностранцев находятся на вполне "европейском" уровне. Действует принцип: богатый (европеец, американец и т.п.) платит больше. Китайские принимающие фирмы обязаны работать только со "звездочными" отелями, цены на которые вполне сопоставимы севропейскими, особенно в Пекине и Шанхае. Тех, кому придется жить в отелях категории ниже чем 4*, могу успокоить: правительство стремится "высоко держать марку", и присуждает "звезды" только действительно "лучшим из лучших". Перед своей поездкой в Китай я слышал много "ужастиков" про плохие китайские отели, особенно те, кому звезды не присудили. Спешу заверить: все это чистой воды антиреклама с целью навязать определенные стандарты.